Как вложить деньги в искусство
Привет, я маркетолог с дипломом искусствоведа. У меня есть 100 тысяч рублей, которые хочу вложить в искусство. Об этом мой сказ.
Как работают инвестиции в искусство
Суть инвестиций во что угодно — дешево купить и выгодно продать, заработать на разнице. Например, сегодня покупаешь картину художника за 10 тысяч рублей, ждешь десять лет, перепродаешь за 110 тысяч. Если всё сложилось, то доходность — 100% годовых.
Покупают искусство лично у художников, в галереях или на аукционах. Продают так же: лично, в галереях или на аукционах. В мире всегда есть люди, у которых есть ненужная картина; и всегда есть те, кому эта картина нужна. Если вы удачливы, чувствуете рынок и любите искусство, на этом можно зарабатывать.
Инвестиции в искусство высокорисковые: то, что вы сегодня купили за 10 тысяч, через десять лет может стоить как 100, так и 500, так и 5 тысяч. Купленная сегодня работа может оказаться подделкой. В отличие от банковских вкладов или облигаций, в искусстве нет никаких гарантий.
Есть три причины вкладываться в искусство
- Если вы покупаете работы ныне живых художников, вы помогаете им жить. История вас не запомнит, скорее всего, но зато вы сделаете доброе дело.
- Произведения искусства со временем могут расти в цене, причем на порядки.
- Если вы купили картину, которая вам нравится, но не смогли потом ее продать, то у вас, по крайней мере, останется картина, которая вам нравится. В отличие от акций разорившейся компании.
Откуда такие цены
При определении цены произведения оценивают не затраты на его создание. Картину не покупают по цене потраченной на нее краски и холста. Цена картины — это цена актива, который эта картина представляет. Актив — это имя художника, эпоха, уникальность или знаменитый владелец.
Цена актива зависит от того, насколько художник популярен, востребован, раскручен и признан. Вот как это работает:
Иванини попал в каталог «Актуальные вопросы современного искусства», а критик Боровини написал о художнике эссе
Прошло 100 лет, об Иванини все забыли, а искусствоведы говорят, что это «сильный художник третьего ряда»
Если вы купили плакат или фотографию, принцип не меняется: если эпохой интересуются, проводят выставки и активно продают аналоги, то и ваш актив растет в цене. Если интерес спадает или проходит мода — цена падает.
Инвестиции в искусство — долгосрочные. Ждать серьезного изменения цены на современное искусство придется минимум 5 лет. Старое искусство меняется в цене еще медленней, причем не всегда растет.
Чтобы разобраться, во что сейчас выгодно вкладывать, я опросила знакомых, которые профессионально оценивают и продают искусство. Вот что они порекомендовали купить на 100 000 рублей.
Рынок искусства малопредсказуем: мы не можем рассчитать точную стоимость произведения.
Самые яркие произведения возникают на стыке эпох, перед революциями. Сейчас всё спокойно и такого «огня в глазах» нет.
Признак искусства, которое оставит след в истории, — это стремление художника найти новый путь к искусству будущего. Я бы выделил Илью Долгова и Дмитрия Каваргу.
Серия «Гербарий» продаётся в московский галерее XL, цена за 1 лист — 1100 €
Дмитрий Каварга работает в популярном жанре сайнс-арт: часто его объекты шевелятся, изображая живых существ, но эта стоит спокойно
Вложение в молодых — не только инвестиция, но и возможность остаться в истории как «коллекционер, который угадал». Молодые художники растут быстрее всего: посмотрите работы Анастасии Дрожкиной — она продает вещи и занимается внедрением современного искусства в классический музей.
Работы Анастасии Дрожкиной сейчас продаются только напрямую. «17. Страсть, которая нас объединяет». Из серии Vertebra. 180×150 см, печать на ткани. «13. Радуется после бури», из серии Vertebra. 77×68 см, печать на ткани
Набирает популярность Ольга Кройтор. Правда, она работает с идеями, а не с предметами, но можно купить ее видеоарт и фотофиксацию перфомансов.
В 2013 году похожая работа Ольги Кройтор была продана за 2500 €. Ольга сотрудничает с Artwin Gallery: в галерее сообщили, что ее работы за последние 3 года сильно выросли. В галерее сейчас нет ее работ по цене до 100 тысяч рублей
Не думаю, что кто-то из современных российских авторов будет стоить сотни тысяч евро.
Если по какой-то причине вы не хотите вкладываться в современное искусство, то есть еще два пути.
Первый — киноплакаты сороковых, пятидесятых и даже тридцатых годов. За 30—40 тысяч рублей вы купите плакат 1930 годов, а они сейчас растут в цене.
Второе — книги. Сейчас они резко упали в цене — самое время приобретать раритеты. Недавно были интересные предложения первых изданий Ахматовой, Мандельштама. Такие книги будут дорожать.
Киноафиши можно поискать в букинистических и антикварных магазинах
или на специализированных аукционах
Киноафиши можно поискать в букинистических и антикварных магазинах
или на специализированных аукционах
Первые издания ищите в букинистических магазинах или в «Доме антикварной книги» на Никитском
Первые издания ищите в букинистических магазинах или в «Доме антикварной книги» на Никитском
Лучше вложить эти деньги в акции «Теслы», «Фейсбука» или любой другой ИТ -компании.
В любой антиквариат — мебель, европейский фарфор — вкладываться точно не стоит: сейчас очень сильно упали цены и продать что угодно готов кто угодно.
Другое дело, если вы точно знаете, кому вы этот антиквариат продадите — фонду, музею. То есть вы должны владеть информацией о том, что сейчас нужно рынку. Нужно понимать, что если вы покупаете антикварный буфет, то это шопинг, а не инвестиция.
В кризис на антикварном рынке первой дешевеет мебель
Даже на знаменитых художников цены упали. Русских сезонов, когда нувориши скупали подчистую «Сотбис», больше нет, отделы русского искусства упразднили, а «русских» стали продавать в одном потоке с восточноевропейским искусством. За рубежом русское искусство никому не нужно.
Хотя, конечно, шедевры остаются шедеврами. Другой вопрос, что шедевр сам по себе не может стоить 100 000 рублей по нынешнему курсу. Никак не выйдет купить Кандинского за сотку.
Сто тысяч можно попробовать вложить в тиражное, но хорошее искусство. Лучше вложиться в металлическую тиражную скульптуру Елены Янсон-Манизер и Матвея Манизера, чем в дешевую живопись. Чугунная или алюминиевая скульптура стоит недорого, но по эстетическим характеристикам интереснее скульптуры из шпиатра и бронзы.
Неплохой вариант — молодые художники или фотография. Но это, на мой взгляд, история больше про эстетику, чем про деньги.
Чтобы удачно выбрать тиражное искусство, придется разобраться в эпохе
Чтобы удачно выбрать тиражное искусство, придется разобраться в эпохе
Запомните
- Ввязывайтесь в эту авантюру, только если действительно любите искусство.
- Искусство дорожает долго. Покупайте то, на что вам будет приятно смотреть.
- Вкладывайте свободные деньги. В искусстве нет гарантий роста цены.
- Разберитесь в трендах и читайте новости, чтобы выбирать перспективных из молодых художников и хорошее из старого искусства.
Консультанты: Ульяна Доброва, НИНЭ им. П. М. Третьякова, Ксения Подойницына, Галерея 21
Как инвестировать в современное искусство — от классического до NFT
Как меняется сегодня арт-рынок и какой информацией нужно обладать, чтобы выстраивать собственное собрание и оценивать доходность предметов искусства как активов? Делимся знаниями, без которых в мире коллекционирования действительно не обойтись
В рамках юбилейной ярмарки Cosmoscow цифровой банк для состоятельных клиентов Tinkoff Private провел паблик-ток, посвященный инвестициям в современное искусство. «Почему люди покупают произведения искусства?» — задается вопросом модератор паблик-тока, специалист в сфере современного российского искусства и арт-рынка Надя Октябрь. Причин может быть множество, но с точки зрения статистики их можно разделить на три подхода. Покупка может быть разовая, например в подарок или для украшения собственного интерьера. Может быть системная, в этом случае говорят о планомерном собирании, имеющем под собой четкие критерии для покупки, такой подход называется коллекционированием. И наконец, самая серьезная и просчитанная покупка с целью заработать деньги — инвестирование.
Здесь стоит оговориться: далеко не все эксперты относят саму возможность вклада в искусство к понятию инвестирования, так как у таких вкладов будет слишком высокий риск. Более справедливо рассматривать арт-вклады как альтернативные финансовые инструменты, позволяющие при благоприятном стечении обстоятельств получить повышенную прибыль в долгосрочной перспективе. «Альтернативные инвестиции могут быть частью портфеля, который вы формируете на годы вперед, и искусство может стать вариантом для инвесторов, которые в нем разбираются, — но только в правильном балансе с другими инвестиционными инструментами», — отмечает глава Tinkoff Private (АО «Тинькофф Банк») Илья Опренко.
Надя Октябрь рассказывает, что главы крупнейших аукционных домов Sotheby’s и Christie’s в ответ на вопросы об инвестициях в искусство всегда с улыбкой советуют «покупать прежде всего то, что нравится», избегая конкретных рекомендаций. И делают это в том числе из осторожности: редко можно быть уверенным на 100%, что работы того или иного художника точно вырастут в цене в определенный период времени.
Как же тогда в принципе можно планировать арт-инвестиции и выработать критерии для того, чтобы вкладывать деньги в искусство? По аналогии с инвестициями в ценные бумаги и менее устойчивые на рынке акции Паруйр Давтян, художник, коллекционер и арт-дилер, советует диверсифицировать и свои арт-покупки: вкладывать 80% денег в авторитетных художников («голубые фишки»), то есть в тех, кто давно на рынке и может похвастаться сложившейся институциональной карьерой. Цены на их работы должны быть более-менее стабильны. А на оставшиеся 20% портфеля можно совершать более рискованные вложения — в молодое искусство или те работы, которые, согласно логике подорожания художника на рынке или инсайдам экспертов, должны сильно вырасти в цене.
Кого покупать в отечественном искусстве
При покупке Паруйр Давтян советует обратить внимание на лакуны, то есть на то, что не находится в поле зрения коллекционеров, — собирать, например, авангардистов не первого круга, а также недооцененных на рынке художников-нонконформистов. «Неофициальное искусство сейчас реально стоит копейки. Сегодня лучшее время покупки русских художников. Через пять-десять лет вы умножите свои инвестиции как минимум вдвое, возможно, даже больше», — считает он.
Эрик Булатов, «Странник».1990–2003 годы
Как быть уверенным, что цена на произведения художника будет продолжать расти? Ответ и в случае здравствующего художника, и того, кто уже ушел из жизни, будет один: если его карьера продолжается. В музеях проходят выставки, издаются каталоги, его работами занимается галерея и обеспечивает должный уровень внимания. А если автора больше нет с нами, то и его работ на рынке больше не появится, за счет этого создается дефицит. Кроме потенциального дохода при перепродаже, произведение в коллекции также имеет все шансы приносить пассивный доход в том случае, если оно отправляется на выставку в музей. Такой судьбы, впрочем, удостаиваются шедевры, и на другие арт-объекты Давтян советует не размениваться. «Это работает точно так же, как с бриллиантами: маленькие камни не имеют инвестиционного свойства. А на 5–10 каратах уже можно заработать, — объясняет он. — На рынке искусства то же самое: вы можете заработать только на шедеврах, которые имеют все шансы вырасти в 10–15 раз. Даже работы художника, выполненные в одном и том же году, могут отличаться на порядок: одна, допустим, будет стоить $1 млн, а другая — $100 тыс. В этом случае имеет смысл купить картину за $1 млн, потому что в перспективе она может стоить и $2 млн».
Так, на торгах Vladey в 2005-м сам Паруйр Давтян купил работу Анатолия Зверева за $20 тыс., а сейчас может продать ее уже за $50 тыс. Среди других художников того же времени, которых дилер считает беспроигрышными инвестициями, — нонконформисты Дмитрий Краснопевцев (на рынке стоит $50–60 тыс.) и Лидия Мастеркова, ретроспективная выставка которой должна была состояться в «Гараже», но пока отложена.
Эрик Булатов, «Улица Красикова». 1977 год
При выборе работы художника для покупки также важно обращать внимание на период, в который она была создана: у Эрика Булатова, например, ранний период Паруйр Давтян считает «не совсем булатовским», зато поздний относит к топовым инвестициям. Кроме того, по мнению эксперта, «сейчас взлетел ранний Оскар Рабин (работы 1960-х годов, стоимость на рынке — $60–100 тыс.)». Покупать позднего он бы не стал, а для приобретения советует еще двух художников: Евгения Кропивницкого и его жену Ольгу Потапову: «Она мало известна нашим коллекционерам, это теща Оскара Рабина. Также стоит обратить внимание на великолепного раннего Свешникова и Плавинского», — заключает Давтян.
Как оценить перспективы того или иного художника
Елена Фадеева, соосновательница галереи fābula и консультант европейского хедж-фонда, специализирующегося на ценах на искусство, отмечает несколько инструментов, позволяющих оценить эффективность инвестиций в того или иного художника. У аналитического агентства ArtTactic можно заказать репорт на любого художника: они делают отчеты по группам, молодым художникам и популярным арт-героям Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). «Мы зачастую обращались к ним, когда хотели приобрести работы молодых популярных художников», — говорит Елена. Кроме того, она отмечает авторитетный индекс определения доходности искусства — так называемый индекс Мея — Мозеса, в случае которого оценка идет за счет повторных продаж. Как это работает? Если одна и та же работа появляется снова на рынке, то можно понять, какую доходность она приносит. «Допустим, вы купили работу за $10 тыс., через пять лет вы ее продали, ее кто-то купил уже за $200 тыс. В течение этих пяти лет она приносила вам 40% доходности. Раньше такой индекс был ежегодным, а сейчас он обновляется каждый месяц», — поясняет Фадеева.
The work by STEFA. An Ode to Digital Art
Но эта аналитика относится ко вторичному рынку: рынок непосредственной покупки работ напрямую у галерей оказывается намного более непрозрачным, со всем известными «ценами по запросу». Чтобы ориентироваться в первичном рынке, полезно иметь консультантов — независимых экспертов, не связанных личным интересом с продажей работ художника из той или иной галереи. Консультант может провести анализ истории продаж автора: проследить рост цен по годам, ответить на вопрос, в каком регионе его больше покупают, и так далее.
«В продолжение сотрудничества с платформой TEO после Cosmoscow мы сделали доступными для своих клиентов арт-консультации, потому что хотим дать им возможность при желании открыть для себя новые способы альтернативного инвестирования», — рассказывает Илья Опренко. При этом что касается формирования целой коллекции, обладающей инвестиционным потенциалом, он видит несколько путей в зависимости от возможностей: либо собирать самому с точечным привлечением советников (в этом случае полезно обладать капиталом от $1 млн), либо, не выбирая конкретных работ, довериться экспертизе специальных фондов, которые, в свою очередь, уже работают в связке с арт-экспертами и хорошо диверсифицированы.
Благодаря Tinkoff Private при покупке искусства на ярмарке Cosmoscow или на платформе TEO коллекционеры смогли оформить заявки на кешбэк. Общий размер кешбэка составит 13,1 млн руб.
Цифровое искусство
Антон Гусев, NFT-коллекционер, аналитик, сооснователь проекта CLC, отмечает, что в 2021 году объем рынка NFT составил $22 млрд, по некоторым данным — $30 млрд. И за первые четыре-пять месяцев 2022-го этот объем был повторен, однако дальше последовал спад, который, по мнению Гусева, можно оптимистично интерпретировать как подготовку рынка к новой, третьей волне роста. Среди особенностей, позволяющих цифровому искусству так бурно развиваться, Илья Опренко отмечает возможность быстрой перепродажи: «У NFT есть функция, о которой мало кто задумывается, — ресейл. Это огромный потенциал: один и тот же объект может в течение года быть перепродан десять раз, и поэтому объем рынка становится просто колоссальным, в том числе за счет этого и произошел беспрецедентный рост». С этим согласен и Антон Гусев, который замечает, что бесконечное количество повторных торгов в некоторых коллекциях составляет по 5 тыс. лотов в день — и каждый раз тот художник, который создал этот проданный NFT, получает от 5 до 15% роялти.
Как инвестировать в искусство: подробности
Нестабильность фондовых рынков стимулирует инвесторов анализировать альтернативные варианты вложения средств. Согласно сведениям Knight Frank, прибыль от приобретения произведений искусств составила 226% за последние 10 лет. Индексы ARTIMX Painting и ARTIMX Graphics свидетельствуют о 350% доходности, полученной инвесторами в предметы живописи и графики за период 2008— 2014 гг. Почему инвестиции в произведения искусства выгодны и какие есть минусы?
Художник: Юрий Аратовский
Как работают
Осуществление вложений в искусство, иначе говоря, в предмет искусства, происходит, когда инвестор покупает художественные произведения с целью в будущем их перепродать с выгодой. Расчёт прибыли очевиден (разница цены между продажной и покупной) и логичен, ведь при правильном выборе художественное произведение со временем только прибавляет в стоимости, чем и пользуется искушенный инвестор. Произведения искусства составляют весьма немалый пласт предметов: картины, скульптуры, редкие изделия, антиквариат — всё, для чего применимо понятие «художественная ценность». Скупка таких произведений «с молотка» влечет дополнительные затраты:
- Анализ подлинности изделия. Стоимость услуг специалиста-эксперта зависит от сложности, количества затраченного времени, необходимых документов. Средний ценник составляет $35 за 1 час.
- Транспортировка к месту назначения. Шедевры искусства требуют предварительной подготовки и упаковки. Расчет услуги производится индивидуально, в зависимости от количества предметов, материала используемой тары, количества специалистов, сложности работы. Непосредственно сама перевозка стоит примерно 8 000 рублей за пределы ТТК. Если операция занимает много времени, подключается дополнительная тарификация. Кроме того, необходимо оплатить погрузочно-разгрузочные работы, такелажные услуги, монтаж предметов, оформление документов на вывоз.
- Оформление страховки. Требуется дополнительная оценка предмета. Анализ коллекции стоимостью 1 млн потребует затрат $10-15 тыс. При этом сам страховой полис составит менее 1% от страховой суммы.
- Хранение. Возможно, установка сигнализации или охраны. Расчеты проводятся индивидуально, в зависимости от наличия видеонаблюдения, физической охраны, пожарной сигнализации и пр.
Минимальный срок такого вида вложений составляет 5 лет. При этом нет гарантии, что стоимость приобретения с годами вырастет. К примеру, рынок шедевров изобразительного искусства сильно подвержен веяниям моды. Доказательством является былая популярность русских классиков — Шишкина, Айвазовского. Позднее их место заняли работы импрессионистов — Сезанна, Моне и Ренуара. При этом не исключается вероятность роста популярности малоизвестного художника, что принесет прибыль инвестору или его потомкам.
3 способа инвестировать
По мнению Елены Гуляко, аналитика, партнера Государственного Русского музея, инвестиции в искусство работают и довольно успешно, если не идти на поводу собственного (не всегда сформированного) вкуса, при наличии систематического изучения вопросов «кто», «где», «когда» и «за сколько». Имеются в виду музеи, арт — ярмарки, биеннале, аукционы и премии, в которых участвовал художник. Необходимо ориентироваться на коллекции государственных музеев современного искусства Эрмитажа, Русского музея или избранных частных музеев Людвига и Гуггенхайма.
Другой способ вложения финансов в искусство — приобретение акций организаций, занимающихся деятельностью, связанной с арт-рынком. В число таких компаний входят медиаимперии, аукционные дома, производители оборудования для съемок фильмов, а также кинокорпорации. Многие знаменитые актрисы и модели имеют свой собственный фондовый индикатор.
Третий метод инвестирования заключается в приобретении ПИФов. Примером является «Атланта Арт». Сумма активов закрытого фонда составляет более 130 млн рублей. Для входа в ПИФ придется выложить $33,3 тыс. Другой отечественный фонд — «Собрание ФотоЭффект». Его собственностью являются работы известных фотографов. Минимальный размер инвестиций составляет 500 тыс. рублей.
Эксперты аналитического департамента международной инвестиционной компании CTTIF утверждают, что в кризисные периоды в экономике стандартный набор инвестиционных решений не обеспечивает инвесторам должную степень надёжности (сохранность вложенных средств, возвратность), а уж тем более, привычную доходность за вычетом инфляции. Тогда приходит время альтернативных инвестиций, одна из которых — вложение в предметы искусства. Произведения, имеющие художественную ценность, отодвигают на второй план классические инструменты, сохраняя возможность получить прирост в 30-80% в годовом измерении, а порой и в несколько раз выше. Например, S&P 500 в 2011 году ушел в плюс с показателем 2,7%, тогда как результат индекса Mei Moses All Art Index составил 7,8%. Кроме прибыли, инвестор получает эстетическое наслаждение от владения шедевром искусства.
Порядок действий
Перед вложением средств необходимо оценить инвестиционную ценность предмета. Она определяется следующими характеристиками — оценками: состояние произведения (сохранность), историческая ценность (тем выше цена и, как следствие, стоимость работы), культурная ценность (аналогично с исторической), художественная ценность (оценка профессионалами), аналоги на рынке (обратная взаимосвязь с уникальностью работы). Вторичными факторами являются оценки качества и новаторского стиля работы, участие её в ряде выставок (чем значимее, тем лучше), по возможности — интересная автобиография автора (резюме, портфолио).
Имеет значение биография автора, его известность, а также частота участия в выставках с оценочными заключениями экспертов. Желание инвестировать должно подкрепляться одобрением профессионального галериста с хорошей репутацией. Кроме того, покупатели ценностей должны ориентироваться на статистику индексов крупнейших участников рынка: ArtPrice Global Index, ARTIMX, Mei Moses All Art Index.
Стоимость актива растет пропорционально спросу на него. Ценовые показатели предметов искусства меняются на протяжении более 5-10 лет.
По мнению Максима Аронова, управляющего партнера ГК «Рост.Фонд», ключевая особенность этого способа инвестирования — крайне непрозрачная система оценки актива. В арт-среде на эту тему ходит анекдот: коллекционер спрашивает у арт-дилера: «Сколько стоит картина известного художника Х.?» — на что арт-дилер интересуется: «А мы её покупаем или продаём?» Даже сейчас мы наблюдаем очередной виток крупного спора: российский предприниматель и коллекционер Дмитрий Рыболовлев выставил претензии к аукционному дому «Сотбис» по приобретению топовых активов на сумму $2 млрд, поскольку аукционный дом, согласно его исковому заявлению, способствовал существенному завышению цен на купленные им произведения.
Эксперты аналитического департамента международной инвестиционной компании CTTIF отмечают, что альтернативные инвестиции остаются высокорисковым видом размещения средств, а потому для них справедлива обычная рекомендация в 5-10% капитала, а в идеале — «разбить» портфель по типам предметов искусства («не класть яйца в одну корзину»). Интересна одна зависимость: чем выше цена произведения, тем легче находится покупатель — прямая корреляция стоимости с художественной ценностью. Чем меньше располагаемая для вложения сумма, тем больше необходимо разбираться в известности авторов шедевров, в трендах и ключевых потенциальных покупателях.
Вложение средств в искусство на территории России находится на начальном этапе сравнительно с развитыми странами. Об этом свидетельствует отсутствие законодательной базы направления. Кроме того, отечественные инвесторы охотнее финансируют привычные проекты, несмотря на меньшую доходность. Стоимость шедевра искусства существенно выше, чем покупка ценных бумаг. Цена напрямую влияет на ее спрос. Дорогие предметы искусства имеют высокую художественную ценность, их многие хотят приобрести. Например, стоимость картины Пикассо на аукционе составила рекордные $179,4 млн («Алжирские женщины»). Вкладывать такую сумму в один вид ценных бумаг нецелесообразно — возрастает риск потери всей суммы. А ждать наступления прибыли придется не один год.
Опасайтесь подделок!
С индустрией инвестирования в искусство идёт рука об руку индустрия подделок и значительное количество судебных тяжб. Всё вместе делает арт-рынок крайне непрозрачной средой. И даже несмотря на то, что в области оценки предметов искусства существует целый ряд уважаемых национальных и международных ассоциаций сертифицированных экспертов-оценщиков, проблема всё равно остаётся на повестке дня. Вспомним уголовное дело, заведенное против Елены Баснер, эксперта Государственного Русского музея. Даже профессионалы высокого уровня могут ошибаться. Слабой стороной вложения финансов на покупку шедевров является низкая ликвидность таких предметов. Высокая цена существенно сужает круг покупателей. Без должной профессиональной подготовки или поддержки профессионала легко можно приобрести подделку за большие деньги. Это подтверждает и Максим Аронов, говоря, что когда вкладываешься в недвижимость, ты не можешь проиграть — ты покупаешь актив с определенными ясными характеристиками. А когда покупаешь произведение за подписью эксперта, который утверждает, что это подлинник, а потом против этого эксперта возбуждается уголовное дело не по твоему произведению, в этот момент тебе становится немного не по себе от мысли о том, чем же на самом деле владеешь ты. Елена Гуляко советует следовать рекомендациям ангажированных экспертов. Приобретать, обратившись к экспертам из государственных музеев, старше 55 лет, имеющих опыт «насмотренности», с устоявшейся репутацией и входящих в международные музейные сообщества.
Где приобрести/вложиться
Лучшим способом приобретения является покупка на крупных известных аукционах. Например, Sotheby’s или Christie’s. Площадки предназначены для очень состоятельных покупателей. Инвесторы с меньшим финансовым портфелем осуществляют сделки на интернет-аукционах, в галереях, на показах шедевров и выставках. Лучшим вариантом считается приобретение непосредственно у автора: сокращается размер затрат на продажу с аукциона. Прибыль от вложения будет больше только в случае подлинности предмета, а также при наличии его художественной, исторической и культурной ценности. Для определения этих составляющих требуется либо свой большой опыт, либо поддержка профессионала.
Для тех, кого не привлекает инвестирование средств в современное искусство, доступно вложение в киноплакаты 1930- 50 гг. Стоимость одного составляет порядка 30-40 тыс. рублей. Цена постоянно растет. Другой способ инвестирования — покупка раритетных изданий книг. В настоящее время спрос на них упал — время вложения средств, поскольку в дальнейшем они подорожают. Направление инвествложений в предметы искусства непрерывно растет. Ожидается открытие европейской арт-биржи SplitArt в Люксембурге. Кроме того, на территории Китая планируется появление 30 площадок продажи произведений искусства.
При этом существует ряд препятствий для развития арт-инвестиций: ликвидность, риски, а также объективность экспертизы и оценки шедевров. По этой причине многие аналитики предлагают инвесторам осуществить арт-вложения как один из видов хобби или развлечения. По мнению Максима Аронова, если говорить об инвестициях в целом, всегда нужно делить портфель — что-то в акции, что-то в недвижимость, что-то в золото и какую-то часть — в произведения искусства. Например, не более 15 % инвестиционного портфеля.
Источник https://journal.tinkoff.ru/art-price/
Источник https://style.rbc.ru/impressions/63492e7d9a79474886efda8b
Источник https://www.if24.ru/kak-investirovat-v-iskusstvo/