Регулирование и реализация бизнес — планирования субъектов хозяйствования Республики Беларусь
Нормативно-правовое регулирование бизнес — планирования субъектов хозяйствования
Обеспеченность бизнес-плана необходимыми финансовыми ресурсами в значительной мере определяет характер проектов, изучение которых предшествует его разработке. Степень инновационности и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала.
Субъектами, использующими бизнес-план, являются:
- — органы государственного управления;
- — предпринимательские структуры;
- — инвесторы.
Цель любого бизнес-плана — достижение желаемого результата деятельности на данном пространстве в пределах некоторого интервала времени, а задача — обоснование концепции предпринимательского (коммерческого) предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса.
При разработке бизнес-плана следует учитывать принципы, выработанные международной практикой, к которым относятся: ясность, взаимоувязанность, точность, конкретность, надежность, преемственность.
Бизнес-план, разработанный с учетом основных принципов, может использоваться:
- — для стратегического управления производством и реализацией продукции;
- — для технико-экономического обоснования эффективности инвестиционных проектов;
- — для выработки экономической программы развития производства за счет оказания мер государственной поддержки;
- — для формирования единого плана хозяйствования на перспективу, обосновывающего эффективность приватизации или целесообразность создания совместного и иностранного предприятия;
- — в решении задач антикризисного управления, в частности для вывода предприятия из кризиса в досудебном оздоровлении.
Правовое регулирование инвестиционного бизнес-планирования
Постановлением Минэкономики РБ от 31.08.2005 № 158 утверждены Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов (далее — Правила по разработке бизнес-планов). Данным документом установлены основные правила составления бизнес-планов инвестиционных проектов. В нем выделены ключевые этапы и последовательность составления исследований, предшествующих составлению бизнес-планов, определены единые требования к структуре, содержанию, оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов (включая упрощенные требования к проектам региональных, отраслевых программ импортозамещения, проектам, предусматривающим оказание мер государственной поддержки, стоимостью до 1 млн.долл. США и проектам, не предусматривающим оказание мер государственной поддержки, независимо от их стоимости), предоставляемых в соответствии с действующим законодательством на рассмотрение органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству РБ.
Правилами по разработке бизнес-планов предусмотрено, что разработка и реализация инвестиционного проекта — от первоначальной идеи до его завершения — могут быть представлены в виде цикла, состоящего из 4 стадий: предынвестиционной, инвестиционной, эксплуатационной и ликвидационной.
Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается в случаях обоснования:
- — возможности привлечения организацией инвестиций в основной капитал, долгосрочных кредитов, займов;
- — целесообразности оказания организации, реализующей инвестиционный проект, мер государственной поддержки.
Правила по разработке бизнес-планов регулируют вопросы, касающиеся:
- — назначения бизнес-плана инвестиционного проекта и деятельности его разработчиков;
- — требований к содержанию всех разделов бизнес-плана, а именно: «Резюме», «Характеристика организации и стратегия ее развития», «Описание продукции», «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга», «Производственный план», «Организационный план», «Инвестиционный план», «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности», «Показатели эффективности плана», «Юридический план».
Правилами по разработке бизнес-планов определено, что в случае реализации проекта в действующей организации особенность финансово-экономических расчетов бизнес-плана состоит в том, что они предоставляются в двух вариантах (с учетом реализации проекта и без учета реализации проекта) и включают в себя:
- — программу производства и реализации продукции в натуральном выражении;
- — программу реализации продукции в стоимостном выражении;
- — расчет затрат на сырье и материалы;
- — расчет затрат на топливно-энергетические ресурсы;
- — расчет потребности в трудовых ресурсах и расходов на оплату труда работников;
- — расчет затрат на производство и реализацию продукции;
- — расчет потребности в чистом и оборотном капитале;
- — расчет прибыли от реализации;
- — расчет налогов, сборов и платежей;
- — расчет потока денежных средств по организации;
- — проектно-балансовую ведомость по организации.
Таким образом, можно сделать вывод, что общие нормативные требования к бизнес-планам соответствуют экономической практике (в т.ч. международной) подготовки, разработки, исполнения и контроля за результативностью реализации бизнес-планов субъектами хозяйствования.
В настоящее время в республике действует целый ряд нормативных актов, направленных на обеспечение широкого использования бизнес-планов при решении проблем неплатежеспособных предприятий для их досудебного оздоровления, в т.ч. постановление Совета Министров РБ от 08.08.2005 № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» (далее — постановление № 873), в которое были внесены многочисленные изменения постановлением Совета Министров РБ от 28.08.2006 № 1091, в частности:
- — уточнен круг организаций, подпадающих под действие постановления № 873;
- — определены полномочия министерств, госкомитетов, концернов, облисполкомов, Мингорисполкома в части контроля за разработкой, утверждением, экспертизой, согласованием и реализацией прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов развития коммерческих организаций на год и бизнес-планов инвестиционных проектов;
- — утверждена новая редакция Положения о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов (далее — Положение). Согласно Положению разработка прогнозов и бизнес-планов осуществляется самими организациями под контролем органов госуправления, а также с участием банков в случаях привлечения долгосрочных кредитов этих банков. Никаких особенных требований к содержанию бизнес-планов (по сравнению с проанализированными экономическими установками и нормативным регулированием инвестиционного бизнес-планирования) Положение не содержит;
- — установлена дисциплинарная ответственность руководителей коммерческих организаций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей, связанных с разработкой, утверждением, согласованием и реализацией прогнозов и бизнес-планов, а также руководителей вышестоящих государственных органов, не обеспечивающих контроль за разработкой, утверждением и реализацией бизнес-планов.
- — порядок и сроки разработки, утверждения коммерческими организациями прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет (далее — прогноз развития), бизнес-планов их развития на год (далее — бизнес-план развития) и бизнес-планов инвестиционных проектов;
- — порядок рассмотрения банками бизнес-планов развития, бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения органами государственного управления их экспертизы;
- — порядок согласования органами государственного управления прогнозов развития, бизнес-планов развития, бизнес-планов инвестиционных проектов, решения спорных вопросов;
- — порядок проведения Министерством экономики экспертизы бизнес-планов инвестиционных проектов.
Анализ документа показывает, что обязательным является составление инвестиционных бизнес-планов в рамках досудебного оздоровления. Постановление Правительства определяет сферы приоритетного использования государственными предприятиями бизнес-планирования, не устанавливает никаких особенностей по составлению подобных планов развития (единственное ограничение — по субъектам, имеющим право составлять бизнес-план в соответствии с данным постановлением). Следовательно, бизнес-план в досудебном оздоровлении должен создаваться с учетом общих принципов данного вида планирования.
В подтверждение данного вывода можно привести положения Указа Президента РБ от 28.08.2006 № 538 «О мерах по финансовому оздоровлению убыточных акционерных обществ» (далее — Указ № 538). Указом № 538 определены меры по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности акционерных обществ, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции и которые имеют отрицательный финансовый результат от реализации продукции, товаров (работ, услуг) или чистый убыток на указанную дату, согласно приложению к Указу № 538. Просроченная кредиторская задолженность реструктуризируется путем предоставления отсрочки и рассрочки ее погашения при условии наличия в т.ч. бизнес-плана по выходу акционерного общества на безубыточную работу, составленного этим обществом на 5-летний период с разбивкой по годам, прошедшего экспертизу в порядке, предусмотренном законодательством, утвержденного и согласованного в соответствии с Указом № 538.
Никаких особенных требований к содержанию разделов бизнес-плана, разрабатываемого акционерными обществами, Указом № 538 не установлено. Определено только, что в данном бизнес-плане должны содержаться основные показатели, достижение которых является условием получения отсрочки, рассрочки погашения просроченной кредиторской задолженности, и указываться должностные лица, на которых возлагается ответственность за обеспечение выполнения основных показателей.
Антикризисное управление и бизнес-планирование. План санации
Под антикризисным управлением в широком смысле понимают прогнозирование и выявление кризисных ситуаций, связанных с неплатежеспособностью предприятия, а также принятие необходимых мер по оздоровлению и реабилитации предприятия при наступлении кризисного состояния. В узком смысле под антикризисным управлением понимается деятельность антикризисного управляющего, осуществляющего применение процедур банкротства в соответствии с законодательством.
Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях, связанных с использованием антикризисных процедур. И в этом случае для выработки планов вывода предприятия из кризиса необходимо использовать предписанные законом формы и методы.
Применение мер досудебного оздоровления можно считать вариантом антикризисного управления в широком смысле слова. Здесь широко используется бизнес-планирование.
Санация — процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки. Иными словами, санация — это набор взаимосвязанных инструментов, применяемых для улучшения финансовых показателей данной организации и получения свободных финансовых ресурсов, достаточных для удовлетворения требований кредиторов.
Санация организации предполагает полное удовлетворение требований кредиторов, но учитывая, что источником погашения обязательств являются прежде всего финансовые средства, полученные в ходе рентабельной финансово-хозяйственной деятельности должника, выполнение обязательств перед конкурсными кредиторами возможно, как правило, только после оздоровления должника и, следовательно, откладывается на определенный срок, иногда длительный.
Законодательством установлено, что антикризисный управляющий в рамках конкурсного производства составляет план санации. План санации должен быть направлен на удовлетворение требований кредиторов, улучшение финансового состояния, восстановление платежеспособности и повышение конкурентоспособности организации (п.5 Правил по проведению плана санации организации, находящейся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), утвержденных постановлением Минэкономики РБ от 27.02.2004 № 57, далее — Правила по проведению плана санации). Он является обоснованием целесообразности и возможности восстановления платежеспособности должника, представляет собой перечень направленных на это мер, включающих как планируемые в будущем мероприятия, так и мероприятия, находящиеся уже на стадии реализации.
Управляющий может разрабатывать альтернативные планы санации.
Законодательством не установлены жесткие критерии к содержанию плана санации. Однако в соответствии со ст.124 Закона о банкротстве в план санации в обязательном порядке включается заключение о финансовом состоянии должника и в нем должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.
Кроме того, общие требования к плану санации определены в главе 3 Правил по проведению плана санации. В частности, документом установлено, какие разделы должен содержать план санации (см. таблицу 1).
62.Бизнес-план: понятие, функции, виды, требования к разработке. Состав и содержание нормативно-правовой базы бизнес-планирования в Республике Беларусь.
Бизнес-планом называется документ, содержащий экономическое обоснование развития предприятия, выпуска новой продукции или реализации других коммерческих идей. Разработка бизнес-плана позволяет прогнозировать различные варианты развития бизнеса и выявить проблемы, с которыми может столкнуться предприятие.
Бизнес–план предприятия – это программа эффективного управления предприятием, направленная на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивого финансового положения предприятия.
Бизнес-план инвестиционного проекта – это технико–экономическое обоснование внедрения инноваций. Он предполагает сравнительный анализ эффективности предлагаемых мероприятий, оценку необходимых для их реализации инвестиций и решение проблем, связанных с осуществлением проекта.
Цель бизнес-плана – прогноз хозяйственной деятельности предприятия-инициатора проекта на определенный период времени в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов, в том числе в форме иностранного кредита. В связи с этим бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
• определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки; • сформулировать, долговременные и краткосрочные цели компании, стратегию и тактику их достижения; • выбрать состав и определить характеристики производимых товаров и услуг, проанализировать производственные и торговые издержки; • определить перечень маркетинговых мероприятий фирмы; • оценить материальные, кадровые и финансовые возможности предприятия, их соответствие поставленным целям.
Бизнес-план решает следующие задачи:
• определение конкретных количественных показателей и сроков достижения целей предприятия; • разработка взаимоувязанных планов производства, маркетинга, финансов; • определение необходимых ресурсов и поиска их источников; • выявление проблем, с которыми возможно придется сталкиваться; • организация системы контроля за ходом осуществления плана; • подготовка основательного обоснования, с целью привлечения инвесторов. Первые пять направлений необходимы предприятию для своего развития даже в тех случаях, когда нет надобности в привлечении сторонних инвестиций.
Бизнес-план в общем виде состоит из следующих разделов:
• резюме; • характеристика организации и стратегия ее развития; • описание вида деятельности, продукции, их характеристика; • анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга; • производственный план; • организационный план; • инвестиционный и инновационный план; • прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; • показатели эффективности деятельности предприятия.
Нормативно-правовая база: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2000 г. №1146 «О бизнес-планах организаций, осуществляющих выпуск промышленной продукции», «Рекомендации по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов», утвержденные приказом Министерства экономики от 31.03.1999 г. №25.
Нормативно правовая база бизнес планирования в рб
На территории Республики Беларусь инвестиционная деятельность регулируется нормами национального и международного законодательства.
На уровне национального законодательства вопросы осуществления инвестиций в Республике Беларусь регулируются «Законом об инвестициях», который устанавливает правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, и положения которого направлены на привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь, обеспечение гарантий, прав и законных интересов инвесторов, а также их равной защиты.
Также в Беларуси активно реализуется государственная политика поддержки инвестиций, которая оказывается в виде предоставления:
- гарантий Правительства Республики Беларусь – предоставляются кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов;
- централизованных инвестиционных ресурсов.
Дополнительным видом государственной поддержки инвестиционной деятельности является механизм инвестиционного договора. Данный инструмент позволяет инвестору установить дополнительные гарантии защиты своего капитала и одновременно получить льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта, в том числе не установленные законодательными актами.
Инвестиционная деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессии. В отношении недр инвестиционная деятельность может осуществляться также на основании инвестиционного договора.
Концессионные соглашения заключаются на основе проведения конкурса или аукциона. Заключение концессионных договоров без проведения конкурса или аукциона допускается:
- с инвестором, осуществившим в установленном порядке геологическое изучение недр за счет собственных средств;
- по решению Президента Республики Беларусь.
Особые правовые режимы с дополнительным предоставлением льгот инвестору вводятся при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, в Парке высоких технологий, Индустриальном парке, в Юго-восточном регионе Могилевской области (ЮВР), в Оршанском районе, в средних, малых городских поселениях, сельской местности, а также малому и среднему бизнесу.
Cоответствие международным стандартам условий для страхования рисков иностранных инвесторов обеспечено полноправным членством Беларуси в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ), которое, являясь учреждением Группы организаций Всемирного банка, позволяет инвесторам страховать реализуемые проекты от политических и некоммерческих рисков. Между Правительством Республики Беларусь и МАГИ на данный момент заключены Соглашения о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты.
Помимо этого, в целях создания благоприятных условий и защиты инвестиций, осуществляемых инвесторами одного государства на территории другого государства, Республика Беларусь подписала порядка 60 двусторонних соглашений о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций.
В частности упомянутыми соглашениями предоставлены гарантии:
- национального режима;
- режима наибольшего благоприятствования;
- экспроприации и компенсации;
- иные гарантии.
Узнайте подробнее об условиях ведения бизнеса в Беларуси:
Мероприятия по совершенствованию инвестиционного климата в Республике Беларусь на среднесрочную перспективу. Скачать
Контакты для предложений
Предложения по реализации мероприятий Плана, а также дополнения в План мероприятий по совершенствованию инвестиционного климата в Республике Беларусь на среднесрочную перспективу просим направлять на e-mail: minec@economy.gov.by.
Контактные лица:
Тараканов Юрий Алексеевич – заместитель начальника главного управления инвестиционной политики — начальник управления государственной политики по привлечению инвестиций.
Телефон: 215-30-83.
Неверович Руслан Леонидович – заместитель начальника управления государственной политики по привлечению инвестиций главного управления инвестиционной политики.
Телефон: 215-30-91.
Источник https://studwood.net/717016/menedzhment/regulirovanie_realizatsiya_biznes_planirovaniya_subektov_hozyaystvovaniya_respubliki_belarus
Источник https://studfile.net/preview/3535794/page:19/
Источник https://investinbelarus.by/business-environment/legal-framework/