Бизнес-планирование на железнодорожном транспорте
В сложившихся сегодня на рынке условиях необходимость в правильном бизнес-плане обусловлена несколькими обстоятельствами, у которых нет управленческого опыта и четкого представления о трудностях, с которыми им придется столкнуться. Изменения в железнодорожной отросли, даже опытных предпринимателей, вынуждают регулярно пересматривать свою деятельность и быть готовыми противостоять увеличивающемуся числу конкурентов. Практика показывает, что наибольшей актуальностью среди задач бизнес- планирования для россиян, обладает формирование доверия и заинтересованности деловых партнеров и потенциальных инвесторов. Бизнес-планы в условиях рыночной экономики предназначены также для представления деловым партнерам транспортно-экспедиторских предприятий аргументированных доказательств их финансового благополучия. Осуществление крупных транспортных инвестиционных проектов компаний без бизнес-планирования просто невозможно.
Целью данной работы является экономическая оценка эффективности создания малого строительного предприятия.
1. Изучить теоретические основы бизнес-планирования;
2. Изучить структуру и содержание бизнес-плана;
3. С помощью SWOT- анализа определить слабые и сильные стороны компании. предложить пути решения проблем ОАО «Первая грузовая компания».
4. Предложить решения по улучшению слабых сторон ОАО «Первая грузовая компания».
Объект исследования — ОАО «Первая грузовая компания», организация занимается ремонтно-отделочными работами. Предмет исследования – пути повышения эффективности бизнес-планирования. Методологической базой данного курсового проекта послужила учебная литература по бизнес-планированию на предприятии железнодорожного транспорта. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС — ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Значение и задачи бизнес-плана
Чтобы построить успешный бизнес, недостаточно просто иметь хорошую идею. Ее нужно воплощать в текстах. графиках, цифрах и таблицах.. Бизнес план-это бумажный либо электронный документ, оформляемый для внешних или внутренних целей. Он содержит сведения о функционировании фирмы, анализ текущих проблем и определения способов их решения. Грамотно разработанный план аргументировано и четко отвечает на вопросы, имеет ли смысл тратить силы и средства на реализацию проекта, какой прибылью будет обладать дело и окупиться оно. Готовый бизнес-план – это результат сложной организационной работы и различных маркетинговых исследований, сфокусированных на изучении услуги, продукта, направления деятельности либо компании в целом в сложившихся рыночных условиях.
Бизнес план на жд транспорте
Использование услуги железнодорожных перевозок грузов позволяет многим компаниям достаточно быстро доставить большое количество разнообразных грузов из одной точки страны в другую и за её пределы. Такой бизнес начал активно осваиваться частными компаниями. Это и неудивительно, так как с точки зрения вложения денег и эффективности такого рода деятельности, эта ниша весьма привлекательна для инвестора.
Дальше мы рассмотрим, что должна такая компания собой представлять, какие услуги она может оказывать, как сделать бизнес-план ЖД перевозок и достичь успеха на этом рынке.
Особенности направления
Если на пути создания своей компании по международным перевозкам железнодорожным транспортом особо больших сложностей возникнуть не должно, то сделать её успешной и очень прибыльной может быть весьма сложно. Даже беря во внимание большую востребованность в такой услуге среди многочисленных предпринимателей и простых людей, высокая конкуренция даёт о себе знать. В конечном результате, на плаву новым компаниями остаться бывает очень сложно. (См. также: бизнес план транспортные перевозки).
Конечно, если в ваших планах сделать просто покупку нескольких вагонов, после чего их сдавать в аренду и на этом зарабатывать, то это можно сделать без проблем, и такой вариант заработка тоже возможен. Если же вы планируете от этого бизнеса получать большую прибыль, сделать реально крупную компанию по ЖД перевозкам, то придется использовать другие подходы к освоению такой ниши.
Успех в таком бизнесе начинается с перечня предоставляемых услуг клиентам, который должен как минимум быть не меньшим, чем у ваших конкурентов. Более того, ваш подход к клиенту должен быть комплексным (это речь всё о тех же услугах и предоставляемых маршрутах).
Парк вагонов
При работе с каждым клиентом вы должны иметь возможность предоставить нужный подвижной состав поезда, дабы груз можно было доставить до необходимого места быстро в срок и без повреждений. Вы можете обладать собственным парком вагонов или иметь возможность быстро взять в аренду у кого-то. Это важно внести в бизнес план ЖД перевозки.
Чтобы перевозить грузы разного типа, должны использовать и разные подходящие под каждый тип вагоны:
- крытые;
- полувагоны;
- платформы;
- цистерны;
- вагоны-рефрижераторы;
- контейнеры для разного веса.
Важно также брать во внимание, что некоторые виды могут быть востребованы непостоянно. Если вы скупите вагоны всех видов, то некоторые могут долго простаивать. Чтобы такого не допускать хотя бы на начальном этапе создания компании, лучше всего рассматривать сразу возможность только аренды необходимых вагонов.
Работы с грузом
Кроме того, что вы сможете брать в аренду нужные вагоны, также необходимо следить за качественным закреплением груза, на что нужно будет постоянно обращать внимание.
Для клиентов важно давать гарантию максимально быстрой доставки груза и что он не будет поврежден. Чтобы добиться большой скорости, придется поработать над составлением оптимальных схем путей для перевозки. Это необходимо для того, чтобы это не занимало много времени в будущем. С недавних пор компании предоставляют своим клиентам возможность самостоятельно отслеживать перемещение вагонов в любое время, используя компьютер, что также влияет положительно на спокойствие человека за свой товар.
Большим плюсом будет для компании, если она сможет страховать груз и оформлять для этого все необходимые бумаги. Если же речь идёт о перевозке груза через границу, то желательно, чтобы компания взяла оформление сопутствующих документов тоже на себя, это позволит повысить рентабельность такого бизнеса.
Персонал
Для предоставления каждому клиенту отдельного подхода необходимо иметь в распоряжении профессиональных сотрудников, от которых напрямую будет зависеть имидж всей компании по перевозке грузов железной дорогой (в виде надежного партнера). А как показывает практика, это весьма сложная проблема. Создавать репутацию можно годами, а из-за оплошности одного сотрудника можно всё это потерять одним махом и потом всё восстановить обратно будет практически невозможно.
Кроме людей, работающие с клиентами, можете рассмотреть также взятие на работу специалистов по подсчетам стоимости перевозок. Их задача будет заключаться в правильном подсчете перевоза грузов клиентов, чтобы вы имели возможность предоставлять на рынке самые выгодные цены для потенциальных потребителей и при этом смогли ещё и заработать неплохо. (См. также: бизнес план перевозки грузов).
Маркетинг
Лучше всего за любую рекламу работает демпинг цен. Если вы сможете на рынке предоставлять постоянно самые низкие цены и высокое качество за услуги перевозки по ЖД, то клиентов у вас постоянно будет очень много. Для получения такой возможности снижения цен вам нужно будет создавать обоюдовыгодные сотрудничества с разнообразными компаниями-экспедиторами, которые находятся не только в странах дальнего зарубежья, но и в СНГ. Только в таком случае появится возможность снижать стоимость перевозки.
Те люди, которые занимаются просчетом стоимости перевозки, должны быстро предоставлять потенциальному клиенту информацию о том, сколько может стоить в общей сложности услуга вашей компании. Причем эта информация должна передаваться через менеджера по работе с клиентами, чтобы он также рассказывал о страховании груза, его безопасной и быстрой транспортировке и прочем.
Также большую пользу принесет собственный сайт, на котором будет выложена вся необходимая информация для потенциальных клиентов с примерными ценами и особенностями услуг.
Уже после того, как вы сможете определиться с тем масштабом компании, которую хотите сделать, можно будет заниматься созданием своего пробного бизнес-плана, где будут отмечен все возможные расходы и примерные доходы.
( 7 оценок, среднее 1.71 из 5 )
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:
Целью создания совместного предприятия (далее – СП) с участием компании «Х» и компании «У» является повышение доли железнодорожных перевозок в грузообороте между Германией, Россией и Китаем за счет реализации целенаправленных мер по созданию конкурентоспособных логистических услуг, востребованных рынком.
Бизнес-план разработан в целях реализации взаимной заинтересованности компаний «Х» и «У» в совместном создании нового вида бизнеса в области разработки и реализации комплексных логистических услуг, который бы наиболее эффективным образом реализовал потенциал грузовых перевозок в сообщении между Германией и Россией с использованием международного транспортного коридора II (Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород) и его продления до Китая.
Справочно: «Х» и «У» — это крупные железнодорожные компании, одна из которых функционирует на российском транспортном рынке, а другая – на германском транспортном рынке. Обе компании являются транспортными холдингами, объединяющими различные виды бизнесов в сфере железнодорожной транспортировке грузов (контейнерные, вагонные перевозки, терминальная деятельность и др.).
В этой связи предполагается, что у создаваемого предприятия не будет в собственности подвижного состава. Оно будет функционировать в качестве логистической компании, осуществляющей покупку транспортных услуг у компаний-учредителей (и других возможных поставщиков), формирование комплексной транспортной услуги «от двери до двери» и ее продажу клиентам-грузоотправителям.
Результаты проведенных исследований (в том числе запуск пробного контейнерного поезда по маршруту Китай-Западная Европа в марте 2005 г.) свидетельствуют о том, что благодаря внедрению предполагаемого нового вида транспортной услуги объемы железнодорожных перевозок между Россией и Германией через погранпереходы Европы к 2010 г. могут быть удвоены, благодаря деятельности создаваемого СП. Наиболее перспективными могут стать контейнерные перевозки по направлению Китай-Германия.
По мере освоения потенциала развития и увеличения объемов выполняемых работ, чистая прибыль СП может составлять до 1,1 млн. евро в год.
Проведенный анализ эффективности проекта показывает высокую эффективность инвестиций учредителей в уставный капитал СП.
Основные показатели эффективности проекта следующие:
- Чистая текущая стоимость проекта (NPV) составляет 748 тыс. евро;
- Внутренняя норма доходности (IRR) составляет около 76%;
- Дисконтированный срок окупаемости составляет 3,5 года.
Стоимость данного бизнеса, оцениваемая методом чистых активов на конец 2010 г., составит 2,5 млн. евро, что превышает вклад учредителей в уставный капитал данного предприятия в 8 раз и свидетельствует о целесообразности реализации данного проекта.
Кроме того, СП приносит дополнительные доходы учредителям, выступающим в качестве основных поставщиков услуг по перевозкам для данного предприятия. В этой связи величина дополнительных доходов компании «Х» от оказания услуг по перевозке грузов для создаваемой компании составит от 55 тыс. евро в 2006 г. до 5212 тыс. евро в год к 2010 г. (с НДС). Суммарно за 5 лет объем данных доходов для компании «Х» составит около 17 млн. евро.
Для реализации проекта размер уставного капитала данной компании составит 300 тыс. евро, доля компании «Х» в котором составит 50,1%, компании «У» — 49,9%.
Объем бизнес-плана: 71 страница.
2. Анализ рыночной ситуации
2.1. Внешняя торговля между Россией и Германией
2.2. Транспортный рынок России
2.2.1. Основные участники рынка российских грузовых перевозок
2.3. Транспортный рынок Германии
2.4. Международные перевозки между Германией и Россией
2.4.1. Железнодорожные перевозки между Россией и Германией
2.4.2. Ценовая ситуация
2.5. Потенциал развития железнодорожных грузовых перевозок между Россией и Западной Европой
2.5.1. Альтернатива смешанному железнодорожно-водному сообщению
2.5.2. Альтернатива смешанным железнодорожно-автомобильным перевозкам
2.5.3. Альтернатива прямому автомобильному сообщению
2.5.4. Увеличение существующего грузопотока
2.5.5. Развитие транзитных контейнерных перевозок по направлению Западная Европа – Китай и Китай – Западная Европа
3. Описание деятельности создаваемого совместного предприятия
3.1. Виды деятельности
3.2. Основные требования к транспортному продукту СП
3.3. Производственная модель
3.4. Сбытовая политика
3.5. Условия конкурентоспособности совместного предприятия
3.6. Калькуляция затрат и отпускных цен по ключевым направлениям потенциала привлечения объемов перевозок
3.7. Отбор экономически выгодных для СП направлений перевозок
4. Финансово-экономическая и инвестиционная характеристика деятельности
4.1. План доходов и расходов компании
4.2. Финансовый план
4.2.1 План движения денежных средств. Прогнозный баланс.
4.2.2 Оценка уровня собственных средств (чистых активов) компании
4.2.3 Оценка потребности в привлечении заемных средств
4.2.4 Анализ рентабельности деятельности и финансовой устойчивости компании
4.2.5 Анализ эффективности проекта
5. Организационно-правовое обеспечение
6. Анализ факторов риска
7. Выгоды компании «Х» от участия в проекте по созданию СП 70
Скачать бизнес-план полностью
Описание проекта
Приглашается инвестор с финансовыми вложениями от 120 000 000,00 (сто двадцать млн. рублей) и более, порядок распределения долей: 25 (двадцать пять) процентов от уставного капитала за инициатором проекта (мной) 75 (семьдесят пять) процентов за инвестором.
Руководство бизнесом, его развитие и контроль будет осуществляться мной лично, как генеральным директором. Место нахождения компании г. Москва. Время на создание ООО, аренду офиса, приобретение и установку необходимого программного обеспечения и на сбор команды: профильные специалисты – бухгалтер (может быть со стороны инвестора), вагонник, диспетчер, собирается по первому моему требованию, от 1,5 до 2 месяцев.
Проект предполагает закупку железнодорожных б/у вагонов от 100 единиц (полувагоны, думпкары, универсальные платформы) с последующей сдачей в аренду или самостоятельной перевозкой грузов в данных вагонах. Закупка б/у вагонов производится ввиду значительной ценовой разницы между стоимостью б/у вагона и нового вагона и более быстрой окупаемости вагона б/у.
У закупаемых б/у вагонов оставшийся срок эксплуатации должен быть не менее 50% . Сроки эксплуатации вагонов: полувагон — 22 года, думпкар — 22 года, универсальная платформа — 32 года.
Возможные варианты инвестирования: лизинг, кредитование, собственные средства.
Проект подразумевает помимо основных инвестиций, расходы на содержание компании:
Аренда офиса: 50 000 руб./ месяц
Программное обеспечение: 15 000 руб./месяц
Услуги связи: 10 000 руб./месяц
Хоз расходы: 10 000 руб./месяц
Прочее: 8 000 руб./месяц
Заработная плата, включая все налоги:
Генеральный директор:182 000 руб./месяц
Главный бухгалтер: 78 000 руб./месяц
Вагонник: 65 000 руб./месяц
Диспетчер: 65 000 руб./месяц
ИТОГО: 483 000 руб./месяц
ИТОГО на 1 вагон исходя из общего минимального парка 100 вагонов: 4 830 руб./месяц.
Расходы на содержание компании планируется выделять из общего дохода компании от основной деятельности.
Под самостоятельной перевозкой грузов следует понимать то, что в процессе деятельности компании к моменту накопления 50% общего минимального парка вагонов возможен вариант замены, сдачи вагонов в аренду на осуществление перевозок грузов самостоятельно используя собственный подвижной состав, работая напрямую с грузоотправителями и грузополучателями. Например, перевозки инертных материалов (щебень, песок) с карьеров Северо-Западного федерального округа и перевозки угольной продукции с карьеров и шахт Кузбасского бассейна. Данное направление деятельности подразумевает увеличение прибыли, но требует проведения дополнительной работы, расчетов, личных встреч и договоренностей с участниками перевозочного процесса. Необходимая платформа и база для проработки данного направления у инициатора проекта имеются.
После окупаемости проекта и возврата денежных средств инвестору предполагается два варианта получения и распределения прибыли.
Первый вариант — продажа активов по рыночной стоимости. Вырученные средства от продажи вагонов распределяются в следующем процентном соотношении: 25/75, где
25% — инициатору проекта;
Второй вариант — продолжить вести текущую деятельность компании, получая прибыль от сдачи в аренду вагонов или самостоятельно осуществляя перевозки грузов. Прибыль распределяется в процентном соотношении за месяц: 25/75, где
25% — инициатору проекта;
Стоимость разного рода б/у вагонов (полувагон, думпкар, универсальная платформа), планируемых к закупке под данный проект, находится в одном ценовом диапазоне +/-10%. За основу расчета возьмем полувагон с оставшимся сроком эксплуатации 11 лет, выпуска 2006 года.
Цена вагона: 1 200 000 рублей с НДС;
Стоимость аренды в сутки: 1 000 рублей с НДС (ставка аренды будет расти);
Стоимость аренды в месяц: 30 000 рублей с НДС;
Минимальное количество вагонов: от 100 единиц;
Минимальное количество инвестиций: от 120 000 000 руб.;
Закупочная разовая партия вагонов: от 1 единицы и более;
Сроки окупаемости по видам инвестиций (примерная, с учетом расходов на содержание компании) на 1 вагон:
1 200 000 руб. — стоимость вагона б/у;
7,88% — среднегодовое удорожание;
30% — авансовый платеж;
3 лет — срок лизинга;
36 000 стоимость аренды за 1 месяц;
31 000 руб. — ежемесячный платеж;
4 830 руб. – расходы на содержание компании на 1 вагон;
1 200 000 руб. — стоимость вагона б/у;
18% — процентная ставка;
5 лет — срок кредита;
36 000 стоимость аренды за 1 месяц;
30 500 руб. — ежемесячный платеж;
4 830 руб. – расходы на содержание компании на 1 вагон;
1 200 000 руб. — стоимость вагона б/у;
3 года 3 месяца — срок окупаемости;
36 000 – стоимость аренды за 1 месяц;
31 000 — сумма ежемесячного платежа;
4 830 руб. – расходы на содержание компании на 1 вагон;
ПРИМЕР расчета и распределения прибыли по 1-му варианту: окупаемость + продажа вагонов, по варианту инвестирования «собственные средства»:
Стоимость вагона до срока окупаемости:1 200 000 рублей с НДС;
Оставшийся срок эксплуатации вагона: 11 лет;
Срок окупаемости 3 года 3 месяца;
Оставшийся срок эксплуатации вагона после окупаемости: 11 лет — 3 года 3 месяца = 7 лет 7 месяцев;
Остаточная (продажная) стоимость вагона после окупаемости:
1 200 000 / 11 * 7,7 = 840 000 рублей с НДС;
Рентабельность инвестиций составит:
(1 200 000 + 840 000) / 1 200 000 = 1,7;
1,7 * 100% = 170 % за период 3 года 3 месяца;
за 1 год рентабельность составит: 170% / 3,3 =51,51%;
При данном варианте работы расчет и распределение прибыли производится после продажи вагонов в процентном соотношении 25/75.
ПРИМЕР расчета и распределения прибыли по 2-му варианту: продолжение ведения текущей хозяйственной деятельности по варианту инвестирования «собственные средства»:
Стоимость вагона до срока окупаемости: 1 200 000 рублей с НДС;
Оставшийся срок эксплуатации вагона: 11 лет;
Срок окупаемости: 3 года 3 месяца;
Оставшийся срок эксплуатации вагона после окупаемости: 11 лет – 3 года 3 месяца = 7лет 7 месяцев;
Возможный доход от эксплуатации вагона за оставшийся срок эксплуатации составит:
1200 * 30 * 12 * 7,7 = 3 326 500 рублей с НДС, где
1200 — стоимость аренды в сутки;
30 — количество дней в 1-ом месяце;
12 — количество месяцев в году;
7,7 — оставшийся срок эксплуатации вагона;
Рентабельность инвестиций составит:
(1 200 000 + 3 326 500) / 1 200 000 = 3,77;
3,77 * 100% = 377 % за период 11 лет;
за 1 год рентабельность составит: 377% / 11 = 34,27%
При данном варианте работы расчет и распределение прибыли производится за каждый месяц работы в процентном соотношении 25/75.
Необходимые опыт, знания и команда для реализации данного проекта есть.
Дополнительно: есть действующая компания (с 2015 года хозяйственно-экономическая деятельность не ведется, зарегистрирована в 2010 году) с оборотами, учредитель и гендиректор одно физическое лицо — инициатор проекта. Компания работала по следующим видам деятельности:
— перевозки автомобильным транспортом;
— перевозки железнодорожным транспортом;
2010 — 4 000 000 рублей;
2011 — 25 000 000 рублей
2012 — 33 500 000 рублей;
2013 год — 29 000 000 рублей;
2014 год — 6 500 000 рублей;
Инициатор проекта, при необходимости, готов предоставить для работы данную компанию (возможна смена учредителя, гендиректора).
В случае Вашей заинтересованности готов обсудить более детально интересующие Вас вопросы.
Железнодорожные перевозки – один из самых современных и наиболее удобных способов транспортировки грузов. Особенно это относится к их отправке на дальние расстояния, что для России является весьма актуальным.
Как отправить груз по ж/д? Как построен процесс доставки? Какие преимущества он предоставляет? Разберемся на примере работы опытного представителя отечественного рынка грузоперевозок – компании «Рейл Континент».
Преимущества ж/д грузоперевозок
При выборе способа транспортировки предпочтение все чаще отдается железнодорожным перевозкам.
Их преимущества очевидны:
- гарантия сохранности товара на протяжении всего пути. Риск взлома или кражи значительно ниже, чем при стандартной транспортировке с помощью автомобильного транспорта;
- экономия средств, что особенно актуально при перемещении грузов на большие расстояния. Чем большую дистанцию необходимо преодолеть, тем более заметна разница в цене в сравнении с классической автомобильной или авиационной перевозкой. Чтобы узнать ж/д тарифы на перевозку грузов, сделайте онлайн-расчет с помощью удобного калькулятора;
- высокая грузоподъемность. Благодаря железной дороге, можно доставлять грузы, имеющие различный вес и объем. Применение одного локомотива способно заменить не один десяток больших фур;
- широкий выбор емкостей для транспортировки различных видов изделий — специальные вагоны, контейнеры, цистерны, платформы и другие. В выборе подходящего варианта принимает участие транспортная компания и ее специалисты;
- бесперебойность. Железнодорожный транспорт выполняет поставленные задачи вне зависимости от природных условий и может отправиться в любой момент. Здесь исключены поломки или прочие проблемы, которые могут привести к задержке в доставке груза. Вот почему перевозка ж/д транспортом в большинстве случаев является единственным выходом.
Стоит отметить, что транспортировка по железной дороге — лучший вариант, когда речь идет о крупногабаритных грузах и объемных товарах. Только так можно быть уверенным в своевременности доставки и целостности отправляемых изделий.
Отправка бизнес-грузов с помощью компании «Рейл Континент» — правильное и выгодное решение.
Этапы организации ж/д перевозок
Подготовка к перевозке железнодорожным транспортом требует ответственной подготовки и прохождения следующих этапов:
1. Расчет стоимости, а также согласование маршрута. Лучший помощник в определении цены — калькулятор ж/д перевозок по России, представленный на сайте компании «Рейл Континент». Для получения более точной информации свяжитесь со специалистами по телефону или приезжайте лично.
2. Отправка груза по территории России или за границу. На этом этапе оформляется соглашение транспортно-экспедиционного обслуживания и выдается страховой полис.
3. Согласование дня погрузки, а также организация подачи вагонов (контейнеров, платформ) на склад отправителя груза или станцию.
4. Оформление на таможне, опломбировка контейнеров и вагонов (при необходимости).
5. Проведение оплаты с учетом оговоренной ставки и суммы, прописанной в договоре.
6. Контроль перемещения груза в режиме онлайн. При необходимости можно контролировать проход ж/д транспортом станций, перевалочных точек и пограничных пунктов.
7. Приемка и транспортировка груза до места назначения.
Процесс перевозки можно разбить на три этапа:
Отправка
Существует три метода отправки. Каждый из них по-своему удобен.
Через онлайн-заявку
Онлайн-заявка составляется прямо на сайте транспортной компании. Все, что от вас требуется – это указать основные размеры, вес, объем и количество мест груза, а также информацию о лицах, которые будут производить отправку, оплату и получение.
Здесь же могут быть выбраны дополнительные услуги, такие как: упаковка товаров перевозчиком, страхование и возврат документов. Копия заявки будет автоматически отправлена на вашу электронную почту.
Останется только распечатать ее, подписать и привезти вместе с грузом к терминалу компании, расположенному в вашем городе.
Оплата производится непосредственно перед отправкой либо ложится на плечи получателя, если об этом было предварительно указано в заявке.
Автоэкспедирование
Бывают случаи, когда самостоятельно отвезти груз не представляется возможным. Причиной тому может быть отсутствие подходящего транспорта или банальная нехватка времени.
В любом случае с помощью все той же онлайн-заявки вы можете заказать забор груза «от двери». Сотрудники транспортной компании самостоятельно отвезут его к терминалу и осуществят отправку.
Подвоз к терминалу
Альтернативный вариант – оформление всех необходимых документов прямо на терминале. Вам не требуется предварительно подавать заявку и измерять параметры груза. Достаточно привезти его на терминал и эту работу сотрудники компании сделают за вас, попутно составив заявку.
Серьезный бизнес — серьезные грузоперевозки с серьезной транспортной компанией.
Транспортировка
В зависимости от размеров груза можно выбрать наиболее подходящий способ транспортировки.
Для крупных партий предназначены контейнерные железнодорожные перевозки. В этом случае вам предоставляется отдельный металлический контейнер, пломбируемый в вашем присутствии сразу после погрузки.
Так груз будет надежно защищен на протяжении всего пути, в том числе во время перегрузок и промежуточного хранения. Снять пломбу и получить доступ внутрь контейнера сможет только указанный вами получатель, предъявивший документ, подтверждающий личность.
Для небольших отправлений идеальным вариантом по соотношению цена/качество являются сборные перевозки. В этом случае вы оплачиваете исключительно количество мест, занятых вашим грузом, не переплачивая «за воздух» при неполном заполнении транспорта.
Для более быстрой погрузки и большей сохранности перевозимых товаров может производиться доставка с использованием деревянных поддонов – паллет.
Получение
Мало отправить груз по ж/д, нужно еще и принять его в целости и сохранности. При сотрудничестве с «Рейл Континент» об этом можно не беспокоиться, а получить отправления вы можете двумя способами.
Самостоятельно
По прибытии груза на терминал получателю отправляется оповещение. Ему остается только взять с собой документы, удостоверяющие личность и прибыть для получения.
С доставкой
В исходной заявке можно указать доставку не только на терминал, но и прямиком «до двери» получателя. Так доставляются не только малогабаритные грузы, но и целые контейнеры. По предварительной договоренности разгрузка также может производиться силами транспортной компании.
Основные виды ж/д грузоперевозки
При выборе вида ж/д перевозки необходимо ориентироваться на несколько критериев —
габариты и вес изделий, уровень заполнения вагонов, тонкости формирования маршрутов и составов.
К основным видам перевозки по железной дороге можно отнести:
- мелкая — транспортировка грузов, имеющих вес до десяти тонн, и занимающих не больше трети вагона;
- малотоннажная — перевозка материалов массой 10-20 тонн при условии заполнения до 50% объема вагона;
- групповая — транспортировка товара, который по объему превышает один вагон, но должен быть разгружен в одном месте;
- маршрутная — перевозка грузов, которые доставляются в различные точки;
- контейнерные — наиболее удобный и доступный способ перемещения материальных ценностей. Товар размещается и крепится в специальных контейнерах, что гарантирует его защиту от механических воздействий и природных катаклизмов. Такая перевозка отличается быстротой обработки и удобством перегрузки (при необходимости).
В заключение
На примере работы «Рейл Континент» хорошо видно, что железнодорожные перевозки – это простой и безопасный способ транспортировки грузов любого объема даже на самые дальние расстояния.
А в случае заказа дополнительных услуг, таких как автоэкспедирование, доставка и возврат документов, он становится еще удобнее, существенно экономя ваше рабочее время.
Бизнес планирование эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блинова Ульяна Юрьевна, Чупеева Ольга Викторовна
Статья посвящена вопросам бюджетирования эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта. Особое внимание уделено практическим аспектам разработки бюджета затрат . В статье разработана методика бизнес планирования затрат железнодорожного транспорта.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блинова Ульяна Юрьевна, Чупеева Ольга Викторовна
Экономическая оценка эффективности перевозочной деятельности в регионах нового железнодорожного строительства
Текст научной работы на тему «Бизнес планирование эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта»
цифровая фотография, которая и по качеству значительно уступает пленочной, вытеснит последнюю? Инерция сделала свое дело. Руководство компании долго раскачивалось и упустило момент, когда можно было стать лидером на рынке цифровиков.
Стратегия компании строилась по принципу — улучшения качества пленочной фотографии, удовлетворения спроса на нее на рынке услуг. За 75 лет прошлого века Кодак достиг успеха не только в разработке новой технологии — пленочной камеры, но и в создание совершенно нового массового рынка. Рекламная кампания фирмы Кодак была направлена на сохранение в фотографиях значительных вех из жизни семьи. Большинство пользователей услуг были женщины, которые нажимали на кнопку в нужный момент, а затем работники Кодек проявляли и печатали фотографии. С выпуском на рынок цифрового фотоаппарата потребителями его услуг становятся мужчины. Если в 1970 году 60% пользователей в США были женщины, то уже к 1990 году — 70% мужчин. С приходом мужчин изменилась цель фотографии, последние хотели увидеть снимок сразу, поработать над ним, сохранить в электронном варианте. Руководство Кодек упустило момент смены потребителя и проиграло.
Следовательно, необходимо разрабатывая стратегию фирмы, опираться не только на экономические и организационные походы к бизнесу, но и учитывать социальную направленность бизнеса.
1. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. «Руководство Осло». Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Статистического бюро Европейских сообществ (Евростат).
2. Christensen C.M., Rosenbloom R.S. Explaining the attacker’s advantage: technological paradigms, organizational dynamics, and the value network // Research Policy. — 1995. — 24(2). — P. 233-257.
3. Christensen C.M. The innovator’s dilemma: When new technologies cause great firms to fail. — Boston: Harvard Business School Press, 1997.
4. Ghemawat P. Commitment: The dynamic of strategy. — New York: Free Press,
5. Hannan M.T., Freeman J.H. Organizational Ecology. — Cambridge: Harvard University Press, Cambridge, 1989.
6. Henderson R.M. Underinvestment and incompetence as responses to radical innovation: evidence from the photolithographic industry // RAND Journal of Economics. -1993. — 24(2). — P. 248-270.
7. Schumpeter J.A. The theory of economic development. — Cambridge, MA: Harvard University Press.;Schumpeter, J.A., 1934., Capitalism, socialism and democracy. -New York: Harper & Row, 1942.
8. Sull D.N., Tedlow R.S., & Rosenbloom R.S. Managerial commitments and technological change in the U.S. tire industry // Industrial and Corporate Change. — 1997. -№6. — P. 461- 501.
У.Ю. Блинова, О.В. Чупеева
БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Аннотация. Статья посвящена вопросам бюджетирования эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта. Особое внимание уделено практическим
© Блинова У.Ю., Чупеева О.В., 2013
аспектам разработки бюджета затрат. В статье разработана методика бизнес планирования затрат железнодорожного транспорта.
Ключевые слова. Эксплуатационные расходы, бизнес планирование, бюджетирование, бюджет затрат.
Эксплуатационные расходы железнодорожного транспорта представляют собой совокупность затрат, необходимых для выполнения перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты. Каждое предприятие заинтересовано в оптимизации эксплуатационных расходов, величина которых обратно пропорциональна доходам предприятия.
Бизнес планирование эксплуатационных расходов ведется в соответствии с «Номенклатурой расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта» [2]. Номенклатура расходов по основной деятельности железных дорог представляет собой строго обоснованную классификацию затрат железных дорог на перевозки и производство продукции подсобно-вспомогательных производств. При этом как в планировании, так и в учете отнесение расходов к тем или иным статьям номенклатуры производится в соответствии с пояснениями к каждой статье. В этом документе определены:
• принципы группировки расходов по признакам их классификации;
• порядок определения состава затрат, включаемых в те или иные группы расходов;
• последовательность распределения расходов по основным видам хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта.
Целью бизнес планирования эксплуатационных расходов является обеспечение выполнения заданного объема перевозок (работ, услуг) экономически обоснованным уровнем денежных средств, а также правильное определение потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах. Кроме того, единообразное определение состава затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг), и формирование финансовых результатов, получение необходимой информации для калькулирования себестоимости перевозок и продукции подсобно-вспомогательных производств, для управления затратами, их анализа и выявления на этой основе резервов их сокращения [3].
Планируются эксплуатационные расходы по следующим объектам: сети железных дорог, железным дорогам, отделениям дорог и линейным производственным структурам. В номенклатуре расходов выделены основные признаки классификации эксплуатационных расходов: по элементам затрат, статьям номенклатуры, отраслевым хозяйствам, по связи с производственным процессом, по укрупненным видам работ, видам деятельности и способу учета. Кроме того, в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» в номенклатуре расходы разделены на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Все эксплуатационные расходы в соответствии с их экономическим содержанием группируются по следующим элементам:
• затраты на оплату труда;
• отчисления на социальные нужды;
• расходы на топливо;
• расходы на электроэнергию;
• амортизационные: здания, сооружения и передаточные устройства, силовые машины и оборудование;
• расходы на материалы;
• прочие материальные затраты.
Показатель прочие материальные затраты был введен в номенклатуру эксплуатационных расходов в 1994 году и отражает стоимость работ и услуг производственного характера, выполняемого сторонними организациями.
Эксплуатационные расходы планируются и учитываются по статьям номенклатуры. Каждой статье расходов присвоен определенный номер и установлен измеритель, в соответствии с которым определяется величина расходов данной статьи. В номенклатуре расходов статьи группируются по основным видам деятельности и укрупненным видам работ:
— содержание и эксплуатация инфраструктуры;
— предоставление услуг локомотивной тяги;
— пассажирские перевозки в дальнем следовании;
— пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
— ремонт подвижного состава.
В современных экономических условиях планирование эксплуатационных расходов осуществляется предприятиями самостоятельно на основе:
— намечаемых объемов перевозок, работ и услуг;
— размеров работы и норм использования подвижного состава;
— потребной численности работников и принимаемых предприятиями форм и систем оплаты труда;
— намечаемых объемов капитальных вложений и капитального ремонта.
В настоящее время при планировании расходов применяется бюджетный метод, основанный на применении удельных норм затрат, которые разрабатываются для отраслевых хозяйств дорог Департаментом планирования и бюджетирования ОАО «РЖД» с учетом особенностей условий их работы по регионам страны, внедрения ресурсосберегающих технологий, прогрессивных форм организации производства и ценовой политики [1].
Бюджетирование осуществляется в разрезе сводного бюджета доходов и расходов, сводного бюджета движения денежных средств и сводного прогнозного баланса. Эти бюджеты полностью характеризуют финансово-хозяйственную деятельность организации в течение бюджетного периода и финансовое состояние на конец этого периода:
— сводный бюджет доходов и расходов содержит информацию о финансовых результатах;
— сводный бюджет движения денежных средств — информацию о финансовых потоках;
— сводный прогнозный баланс — информацию о финансовом состоянии филиала или ОАО «РЖД» в целом.
Все бюджеты связаны между собой. Показатели, входящие в расчет нескольких бюджетов, вводятся только один раз — в том бюджете, в котором показатель формируется. Изменение показателя в одном бюджете отражается во всех бюджетах, на которые он влияет, и, в конечном итоге, влияет на статьи сводного прогнозного баланса. Данный механизм аналогичен принципу двойной записи, используемому в бухгалтерском учете. Часть строк не увязана между собой.
Одним из основных элементов бюджетирования как части системы управления является контроль исполнения бюджетов. Финансовая информация собирается в системе бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой и отражается в отчетных формах. Для обеспечения контроля исполнения бюджетов при формировании доходов, расходов, активов и пассивов в бюджетной системе используются те же принципы, что и в системе бухгалтерского учета. Из этого также следует, что в бюджете подразделения планируются показатели, которые впоследствии будут отражены в учете и соответствующей отчетности данного подразделения.
В то же время, отдельная аналитика в бюджетных формах может быть шире или более укрупненной по сравнению с соответствующей аналитикой в учетной системе. Предельное значение отклонений от бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчетности не в состоянии принимать правильные, экономически оправданные управленческие решения, носит название уровень существенности. Для бюджетной системы организаций железнодорожного транспорта установлен уровень существенности 2% (что соответствует стандартам, принятым в аудиторской деятельности). Практически это означает, что значения отдельных строк бюджета может отклоняться от соответствующих фактических значений в пределах 2%.
В ряде бюджетов содержится показатель «Остатки на начало периода». Если предыдущий период еще не закрыт, используются ожидаемые значения остатков. Эти значения планируются с учетом плановых значений остатков, имеющихся на момент планирования фактических данных и ожидаемого исполнения плана на оставшуюся часть периода. Если предыдущий период закрыт, либо спланирован (в случае, когда формируются бюджеты нескольких последовательных периодов), используется переходящий остаток — остаток на конец предыдущего периода является остатком на начало последующего периода. Такой же механизм используется для определения значений по аналогичному периоду прошлого года, когда еще не сформированы отчетные данные по этому периоду. Остатки активов и пассивов (денежных средств, запасов, дебиторской и кредиторской задолженности) в бюджетах всегда должны быть положительными. Если расчетный остаток на конец периода принимает отрицательное значение, то он корректируется. В случае если система учета, используемая в подразделении, не позволяет получить информацию в тех разрезах, которые требуются в бюджетных формах, вводится дополнительная строка «прочие расходы».
Плановые параметры, которые относятся ко всем бюджетам и используются при расчете операционных и финансовых показателей, разработаны в справочнике общих параметров (макро). Справочник состоит из пяти разделов (рис).
Рис. Структура справочника общих параметров (макро)
В первом разделе отражены плановые цены топлива и электроэнергии на тягу поездов. Показатели «Цена топлива на тягу поездов» и «Цена электроэнергии на тягу
поездов» планируются для последующего расчета затрат на перевозки по элементу «топливо» и «электроэнергия» на тягу поездов. При формировании фактических бюджетов показатели раздела рассчитываются автоматически при заполнении соответствующих разделов сводного бюджета производства и затрат по формуле (1):
^ггз — затраты на топливо (электроэнергию) на тягу поездов;
— потребление топлива (электроэнергии) на тягу поездов.
Во втором разделе дана заработная плата на перевозках, инвестиционной и прочих видах деятельности.
Показатели раздела «Среднемесячная базовая зарплата» в разрезе видов деятельности рассчитываются автоматически при заполнении разделов «Трудовые ресурсы» сводного бюджета производства и соответствующих блоков сводного бюджета затрат, по следующей формуле (2):
Среднемесячная базовая зарплата по 3. т соответствующим = ~Т| видам деятельности
— затраты на оплату труда по статьям «фонд заработной платы списочного состава» и «выплаты из мотивационного бюджета»;
— среднесписочная численность по соответствующему виду
В третьем разделе — ставка НДС обычная, на перевозках, на инвестиционной и прочих видах деятельности, а также по поставщикам сырья и материалов. В разделе задается общая ставка НДС, используемая для большинства операций, а также ставки НДС для отдельных операций, по которым ставка может отличаться от стандартной. Такие операции имеют существенное значение в основном для центров рабочего снабжения и подразделений, осуществляющих торгово-закупочную деятельность и учет материально-производственных запасов. Для железных дорог и функциональных филиалов, у которых доля таких операций (и, соответственно, статей) в общих продажах невелика, допускается не рассчитывать дифференцированные ставки для данных статей, а использовать для них обычную ставку. Эффективная ставка НДС по перевозкам и по прочим видам деятельности рассчитывается по плану и факту по данным сводного бюджета продаж. Значения остальных эффективных ставок НДС вносятся вручную.
В четвертом разделе — ставка отчислений на социальные нужды на перевозки, на производство материалов, запчастей и слуг для текущей деятельности ОАО «РЖД», на инвестиционную деятельность и НИОКР, а также на прочие расходы в разрезе элементов. Кроме того, в состав эффективной ставки отчислений на социальные нужды включается также ставка взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Показатели раздела рассчитываются автоматически при заполнении соответствующих разделов бюджета затрат по следующей формуле (3):
Эффег.тмЕная ставка отчие .тений на социальные тжоы
Раздел «дополнительные показатели» включает в себя сведения о типе структурного подразделения, длине бюджетного периода и прочее. Тип структурного подразделения определяется в соответствии с уровнем иерархии (территориальный, функциональный филиал, аппарат управления ОАО «РЖД»). Выполнение данного условия необходимо для корректного расчета всех операций по внутрихозяйственным расчетам, а также для расчета показателей производительности труда в стоимостном выражении. При формировании альбома форм сводных бюджетов показатель «Тип структурного подразделения» проставляется вручную по колонке «Факт соответствующего периода прошлого года».
Длина бюджетного периода — задается в месяцах; необходима для расчета бюджетных показателей, определяющих обеспеченность запасами в сводном бюджете запасов и закупок и период оборота текущей кредиторской (дебиторской) задолженности в сводном бюджете движения дебиторской и кредиторской задолженности.
Эксплуатационные затраты в бизнес-плане представлены в сводном бюджете затрат, который предназначен для планирования и контроля величины затрат в разрезе элементов и видов деятельности. В бюджете затрат формируются затраты периода, для чего отдельно выделяется изменение остатков незавершенного производства. Таким образом, в бюджете планируются затраты на все ресурсы, потребленные территориальным (функциональным) филиалом за период в разрезе элементов и видов деятельности. С использованием этих показателей в дальнейшем формируются сводный бюджет запасов и закупок и сводный бюджет движения дебиторской и кредиторской задолженности, на основании которых определяются показатели расходования денежных средств в сводном бюджете движения денежных средств.
Затраты на оплату труда сводного бюджета затрат включают скидку со стоимости форменной одежды, расходы на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам бытового топлива и региональные надбавки.
Материалы — сумма затрат по элементу «Материальные затраты» подлежит уменьшению на стоимость выявленных возвратных отходов (в т.ч. металлолома), образовавшихся в процессе производства в планируемом периоде. В сумме затрат на материалы отдельно выделяется стоимость материалов повторного использования, которые списаны на производство продукции, работ, услуг. Стоимость материалов повторного использования, задействованных при производстве, уменьшает стоимость закупок планируемого периода при формировании бюджета запасов и закупок.
Сводный бюджет затрат состоит из четырех разделов. В первом разделе «Затраты на перевозки» отражаются затраты на оказание услуг по грузовым и пассажирским перевозкам в разрезе элементов затрат и видов эксплуатации: текущая эксплуатация и капитальный ремонт. При этом показатели по текущей эксплуатации рассчитываются как разница между общей суммой затрат на перевозки и суммой затрат на капитальный ремонт основных средств.
Во втором разделе «Затраты по прочим видам деятельности» отражаются затраты на производство работ, услуг, готовой продукции, материалов и запчастей, предназначенных для реализации сторонним заказчикам и относимых на прочие виды деятельности. Затраты периода по производству работ (услуг) определяются, исходя из потребности филиала в ресурсах для осуществления предусмотренных графиком производства работ, и формируются с учетом изменения затрат в незавершенном производстве. Кроме того, затраты периода включают в себя сумму затрат на содержание объектов социальной сферы, которые относятся на расходы будущих периодов и будут списаны на себестоимость только в том месяце, в котором по данному объекту будет сформирован доход.
В этом разделе отражается себестоимость услуг, товаров и готовой продукции, реализованной на сторону, что позволяет сформировать себестоимость реализации по прочим видам деятельности в сводном бюджете доходов и расходов. Себестоимость услуг, предоставляемых филиалами, не отличается от объема затрат, произведенных в данном периоде, так как НЗП по услугам не формируется. Исключение составляют случаи, когда в планируемом периоде происходит начисление дохода по объектам социальной сферы и списание соответствующих им расходов, учтенных ранее как расходы будущих периодов.
В третьем разделе «Затраты по инвестиционной деятельности» отражаются затраты филиала-исполнителя работ, а также стоимость работ и услуг, выполняемых иными юридическими лицами (по элементу «Прочие материальные затраты»). В разделе отражаются затраты периода по капитальному строительству, модернизации основных средств, а также затраты на производство материалов и запасных частей для обеспечения нужд инвестиционной программы.
Отдельно выделяются затраты на производство материалов и запчастей по инвестиционной деятельности, которые формируются в части показателя «Получено из собственного производства».
В четвертом разделе отражается вся сумма прочих расходов за период в разрезе элементов затрат. Кроме того, указанные расходы распределяются на денежные и неденежные. Неденежными называются суммы, которые отражаются в бухгалтерском учете, но реального поступления или расходования денежных средств по связанным с ними операциям не происходит.
Совокупные затраты в разрезе элементов и основных видов деятельности формируются в блоке «Затраты всего», в том числе выделяются наиболее значимые виды прочих затрат и прочих материальных затрат. Кроме того, в этом блоке формируются затраты периода в разрезе видов деятельности а также отражается общая сумма затрат на капитальный ремонт основных средств.
В соответствии с Учетной политикой ОАО «РЖД» расходы, производимые одним структурным подразделением для другого, не передаются в подразделение, для которого были осуществлены. Исключение составляют расходы по электроэнергии, услугам связи и коммунальным услугам. В указанных строках отражаются затраты по услугам, предназначенным для передачи в другие филиалы ОАО «РЖД».
Получение затрат по услугам из филиалов — затраты, полученные от других филиалов по электроэнергии, коммунальным услугам и связи, передача которых предусмотрена Учетной политикой. На сумму данного подраздела уменьшается размер начисленной кредиторской задолженности. Получение затрат по услугам из центрального аппарата — затраты, переданные в филиал из Центрального аппарата ОАО «РЖД» сверх объемов, определенных в бюджете. К таким затратам могут относиться: страхование, лизинг, увеличение стоимости капитальных ремонтов, и т.д. На сумму данного подраздела уменьшается размер начисленной кредиторской задолженности.
Информация из бюджета затрат переносится в следующие бюджеты:
— сводный бюджет запасов и закупок в части списания материалов в производство;
— сводный бюджет запасов и закупок в части поступления из собственного производства;
— сводный бюджет движения дебиторской и кредиторской задолженности в части начисления кредиторской задолженности: затрат на оплату труда и отчислениям на социальные нужды; налоги, входящие в себестоимость; затраты по работам и услугам, входящим в элементы «прочие материальные затраты», «прочие затраты»;
— в сводный бюджет запасов и закупок в части реализации товаров и готовой продукции со склада;
— в сводный бюджет доходов и расходов ТВ части себестоимости услуг, товаров и готовой продукции, реализуемых на сторону.
Управление затратами требует не только целенаправленного планирования и регулирования затрат на основе применения дифференцированных технических и экономически обоснованных норм расходов, но и анализа, контроля их выполнения, а также постоянного обновления нормативной базы расчета затрат.
Формирование нормативных баз расчета расходов необходимо осуществлять по местам возникновения затрат, т.е. по структурным подразделениям организации (рабочим местам, участкам, цехам), по которым организуется планирование, нормирование и учет расходов, а также по центрам ответственности и центрам прибыли. Таким образом может быть создана единая экономическая база для совершенствования планирования, регулирования, анализа, учета затрат и принятия решений на всех уровнях управления.
Совершенствование системы бюджетирования и нормирования эксплуатационных расходов по элементам затрат и особенно в современных условиях является сложной экономической проблемой. Ее решение требует детальной и кропотливой работы экономистов и технических работников всех уровней по формированию нормативных баз организации управленческого учета, систематизации их расчета на основе использования систем управления предприятиями.
1. Методические рекомендации по формированию показателей сводных бюджетов и мастер-бюджета ОАО «РЖД». — М., 2006.
2. Номенклатура расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта. — М., 2009.
3. Приказ Министерства транспорта РФ №311 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 31 декабря 2010 года.
У.Ю. Блинова, М.А. Щуплова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
Аннотация. Статья посвящена изучению теоретических аспектов систем учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Особое внимание уделено анализу сущности дефиниции «себестоимость». В статье показан процесс калькулирования себестоимости продукции, а также дана классификация калькуляций.
Источник https://ru.essays.club/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%91%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC-326140.html
Источник https://oroalbero.ru/biznes-plan-na-zhd-transporte/
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-planirovanie-ekspluatatsionnyh-rashodov-zheleznodorozhnogo-transporta